Воскресенье, 13.10.2024, 22:20Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 206
Каталог статейКаталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Щебень по евростандартам

ЩЕБЕНЬ – НОВЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Г.И. Евгеньев, ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ)

Автор выражает благодарность Московскому отделению корпорации Nordic Granite (Норвегия) и Aggregate Industries Limited (Великобритания) за поддержку и содействие в получении ряда сведений и интерес, проявленный к нашим исследованиям.

За последние 10-15 лет в нашей стране получили широкое распространение зарубежные технологии и оборудовании и их отечественные аналоги, предназначенные для получения щебня и для дорожного строительства. Следует признать, что хотя теоретические основы многих процессов впервые были предложены в нашей стране, их внедрение, доведение до «товарного» вида было выполнено в других странах, откуда эти технологии возвращаются к нам под различными впечатляющими названиями и с хорошей рекламой. По оснащенности техникой и квалификации персонала наши передовые организации не уступают, а то и превосходят европейские фирмы, однако результаты работ не всегда соответствуют ожидаемым заказчиком от примененной технологии. 

Не имея возможности остановиться на всех причинах, выделим одну из основных – разницу в требованиях к щебню в европейских и российских стандартах. Копирование чужого опыта приводит к положительным результатам только при комплексности копирования, т.е. для обеспечения показателей верхних слоев покрытий, близких к европейским и американским требованиям, необходимо применять аналогичные материалы и использовать современные методы испытаний, хотя бы на стадии внедрения и накопления опыта. В противном случае мы рискуем получить материал или технологию более низкого уровня. Этот материал можно называть каким угодно громким названием, но качество конечной продукции не может быть выше, чем качество ее компонентов, а дорожники вынуждены идти на дополнительные затраты, закупая «экзотические» нестандартные фракции щебня, например, 8-11 мм, которые выпускаются карьерами крайне неохотно и поставляются по завышенным ценам.

Как результат недопонимания проблемы или недобросовестной рекламы, часто можно встретить предложения: «поставляем еврощебень» или «щебень по евростандартам». Но все ли себе представляют, что такое щебень по «евростандартам»? В данной статье мы не имеем возможности сравнить все показатели, поэтому остановимся на тех, которые отличаются от российских наиболее заметно или вообще не применяются в отечественной практике по различным причинам.

Начнем с того, что в Европе на щебень для асфальто- и цементобетона действуют разные стандарты (табл. 1). Европейские стандарты на заполнитель едины к материалам независимо от происхождения - природным каменным материалам, материалам, полученным из отходов промышленности или при ресайклинге дорожных покрытий, строительных конструкций и др.

Таблица 1

Европейские стандарты

Новый стандарт

EN

Наименование

(приводится в соответствии с оригиналом)

Руководящий документ (Великобритания)

EN 12620:2002

и EN 12620/AC-2004

Заполнители для бетона

PD 6682-1

EN 13043

и EN 13043/AC-2004

Заполнитель для асфальтобетонных и битумных смесей и поверхностных обработок для автомобильных дорог, аэродромов, других транспортных сооружений

PD 6682-2

EN 13139

Заполнитель для растворов

PD 6682-3

EN 13285

Требования к материалам дорожных одежд, не обработанных вяжущими

-

В новых европейских стандартах изменены требования по гранулометрическому составу, размерам сит, введен ряд новых методов испытаний физических и механических свойств щебня. Хотя работа по «гармонизации» стандартов в дорожной отрасли ведется довольно давно, некоторые показатели выглядят для нас непривычно.

Новым в этих стандартах стало обозначение фракционного состава. Как указано, например, в EN 13043 (аналогично -  в других стандартах), фракция каменного материала определяется, как и у нас, по верхней и нижней границе рассева с указанием границ «d/D». Однако, например, единая фракция, обозначающаяся у нас как «фракция 10-20 мм», новым европейским стандартом разбита на 2 части: фракция 10/20 мм для общего применения в дорожном строительстве и 14/20 – для устройства слоев износа и поверхностной обработки. Обращает на себя внимание тот факт, что фракции по EN 13043 «перекрывают» друг друга, что позволяет проще подбирать непрерывные гранулометрические составы.

Не следует забывать, что в европейских нормах, если иное не оговорено специально, размер частиц определяется на ситах с квадратными ячейками. Однако при прямом использовании таких фракций по российским нормам щебень будет считаться закрупненным. В результате, например, для качественной поверхностной обработки по методу «Сларри Сил» у нас используется не стандартный щебень фракции 4-10 по EN, а 8-11, как уже упоминалось выше.

Определение прочности щебня по дробимости в цилиндре под прессом, по мнению разработчиков европейских норм, не отвечает новым требованиям к покрытиям и необходим переход к определению прочности на износ в Лос-анджелесском барабане (LA).  Следует отметить, что LA – это не показатель истираемости, определяемый в полочном барабане по отечественным требованиям. Этот показатель, во всяком случае для дорожников, более важен, т.к. позволяет определить и износ щебня в покрытии, и наличие скрытых минералогических дефектов вроде вкраплений слюды,  и ряд других показателей, в то время как получим мы по обычному методу марку щебня по прочности при дроблении 1200 или 1400, существенной роли для долговечности покрытия практически не играет, так как в дополнение к прочности по дробимости необходимо определять истираемость.

Так как при определении дробимости, истираемости и в Лос-анджелесском барабане определяются различные свойства, между ними нет прямой корреляции.

Ни для кого не секрет, что коэффициент сцепления колеса с покрытием через несколько дней после сдачи в эксплуатацию значительно выше, чем через несколько месяцев. С течением времени этот показатель неуклонно снижается. Это явление в значительной степени зависит от стойкости каменного материала к полировке. Показатель стойкости к полировке (PSV) значительно отличается от износостойкости, так как фактически оценивает износ поверхности каменного материала на микроуровне, т.е. помогает определить, покрытие на каком щебне при прочих равных условиях будет дольше сохранять требуемый уровень коэффициента сцепления. Чем выше значение сопротивления полируемости, тем дольше покрытие сохраняет сцепные свойства.
Угловатость зерен щебня, полученного дроблением гравия, определяется  при визуальном осмотре выборки из средней пробы, в нашей стране рекомендуется значение 80 % с допустимым значением 60 %.

К числу новых методов следует отнести и определение сопротивления щебня тепловому удару, что представляется значимым для отдельных горных пород, например, известняков для оценки изменения гранулометрического состава при обаботке в сушильном барабане АБЗ. 

Ещё одна проблема - «кубовидный» щебень. Введение в ГОСТ 8267-93 новых групп по лещадности без формулировки «кубовидный щебень» снова ставит и производителей и поставщиков и потребителей перед той же проблемой: степень кубовидности в конечном счете зависит от субъективной точки зрения заказчика или инвестора.

Говоря о «щебне по евростандартам» и заказчики, и поставщики, и подрядчики должны понимать, что такое определение автоматически требует проведения всех испытаний по европейским нормам, которые до сих пор не аттестованы в России. Следовательно, такой щебень, с формальной точки зрения, в нашей стране применяться не может.

Рассматривая вопросы современных изменений к требованиям качества щебня для дорожного строительства, нельзя не заметить двух тенденций. Одна – номинальное ужесточение требований к качеству щебня для верхних слоев покрытий, что оправдано с точки зрения повышения качества производства работ, но приводит к значительному удорожанию как исходных материалов, так и конечной продукции. Другая - негласное снижение требований потребителя к качеству щебня, что в значительной степени стимулирует карьеры к дальнейшей консервации сложившегося положения. Сегодня не редкость изготовление ЩМА на щебне с лещадностью до 20 %, поверхностной обработки - с лещадностью более 15 % и т.д.
Категория: Мои статьи | Добавил: gleb-evgenev (28.03.2009)
Просмотров: 7134 | Рейтинг: 4.8/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz